среда, 2 октября 2013 г.

Открытый урок русского языка (5 класс)


                       Открытый урок, проведенный на районном семинаре  
                      учителей русского языка и литературы в декабре 2012 года

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: «Синонимы».
Тип урока – комбинированный урок в рамках деятельностного подхода.
Цели урока:
1.образовательная – познакомить с новым лексическим понятием – синонимами – посредством   мотивирования к учебной деятельности; отрабатывать умение подбирать синонимы к словам.
2.воспитывающая – воспитывать личность, способную к самостоятельной творческой деятельности, опирающуюся на духовно – нравственные ценности.
3.развивающая – развивать  общеучебные умения и навыки, навыки самостоятельности и самоанализа, логического мышления, развитие потребности в речевом общении.

Ход урока:
1.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Пожелаем друг другу успешного дня, новых открытий и хорошего настроения.
Оформление тетрадей.
2.Мотивация к учебной деятельности.
Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с синонимами. Подберите к слову холодный слова, близкие по значению, но отличающиеся  оттенками лексического значения.
Холодный – ледяной, студеный, мерзлый, морозный, леденящий, суровый, стылый – это синонимы.
-Для чего служат синонимы в речи?  (Синонимы служат для выразительности устной и письменной речи, расширения словарного запаса, более точно передают оттенки значения того или иного слова.)
- Скажите, для чего надо изучать синонимы? (ответы с проговариванием значения изучения синонимов)
-Ребята, к какому времени года отнесем прилагательное холодный? (к зиме)
3.Комплексная работа с текстом.
Зима наступает вместе с холодами и обильным снегом. Мороз сковывает землю, а снег укрывает ее белым покрывалом. В городе и в деревне, в лесу и в поле - все белым-бело. Даже черные ветки деревьев присыпаны снегом и кажутся белыми. Традиционная русская зима - это глубокий снег, крепкий мороз, покрытые белыми узорами окна.

-На партах лежат  карточки с текстом и на слайде мультимедиа спроецирован текст.
Задание классу: ребята, сформулируйте для себя задания к тексту.
Возможные варианты заданий (на слайде мультимедиа):
1.Прочитайте выразительно текст.
2.Озаглавьте текст.
3.Определите тему и идею текста.
4.Спишите текст.
5.Укажите и объясните изученные орфограммы и пунктограммы.
6.Произведите синтаксический разбор 1 и 2 предложений текста.
7.Укажите количество звуков и букв в словах укрывает, кажутся.
8.Произведите морфемный разбор слов (указывает учитель и дети сами включаются в работу, разбирая слова по собственному усмотрению – укрывает, наступает, глубокий).
9.Найдите однозначные и многозначные слова (например, многозначные – глубокий, крепкий, ветки, однозначные – снег, зима).
 -Какие из предложенных заданий вам кажутся интересными? С какими вы хотите поработать? (называют) Хорошо, мне так же интересны выбранные вами задания. Итак, приступим к работе с текстом (выполняются  выбранные детьми задания).
 Рефлексия:
- С какими заданиями вы справились без затруднений?
-Что для вас оказалось трудным или где обнаружили затруднения?
-Над чем надо поработать  дома при подготовке домашнего задания и на следующем уроке?
4.Актуализация ранее полученных знаний.
Беседа по вопросам:
1.В каком разделе науки о языке изучаются однозначные и многозначные слова, лексическое значение слова?
2.Что изучает лексика?
3.Какие слова называются однозначными, многозначными?
4.Что такое омонимы?
5.Какие трудности по теме «Лексика» вы для себя определили на прошлом уроке? (вопрос лично значим, каждый ученик вспоминает о своих затруднениях, проговаривает их и обозначает степень затруднений в освоении изученной ранее темы).
5.Словарно – орфографическая работа.
-В одном из заданий к тексту требовалось объяснить орфограммы в словах. Сейчас мы с вами запишем словосочетания и графически обозначим орфограммы в словах.
Раздается звонок, низко склониться, скрипят перья, объединиться в группы,  радостное настроение, сочувствовать герою, серьезная брошюра, далекий лес, продвигаться вперед, жалеть ребенка.
-Подберите к слову жалеть слова, отличающиеся друг от друга оттенками лексического значения (называют синонимы).
Жалеть – сожалеть, сострадать, испытывать жалость или сострадание, раскаиваться, любить.
 Рефлексия  по проделанному заданию:
-На какие орфограммы вы допустили ошибки?
- Сформулируйте для себя домашнее задание по повторению изученных орфографических правил или раздела «Орфография»?
6.Физкультминутка (выполняется под музыку).
Для разминки из-за парт 
Поднимаемся. На старт! 
Бег на месте. Веселей! 
И быстрей, быстрей, быстрей! 
Делаем вперёд наклоны – 
Раз – два – три – четыре – пять. 
Мельницу руками крутим, 
Чтобы плечики размять. 
Начинаем приседать - 
Раз – два – три – четыре – пять. 
А потом прыжки на месте, 
Выше прыгаем все вместе. 
Руки к солнышку потянем. 
Руки в стороны растянем. 
А теперь пора учиться. 
Да прилежно, не лениться.

7.Постановка проекта выхода из затруднения.

1.Исследовательское задание классу:
На слайде мультимедиа записаны слова (на карточках у учеников).
-Прочитайте слова.
-Распределите слова по группам, запишите понятия, близкие данному в тетрадь, распределив в два столбика.
Сострадание, сопереживание,  сочувствие, совесть, стыд , чувство вины, угрызение совести.
-Ученики распределяют слова на группы – синонимы, затем каждый знакомит с результатами своей работы, и составляется общий ряд, анализируются основные оттенки, отличающие каждое понятие; совместно в процессе обсуждения выстраивается ряд близких по значению понятий, записывается на доске, а каждый в тетради анализирует их смысловое содержание.

Сострадание
Совесть






(ниже – записи в таблице у учащихся)
                           Сострадание                                 совесть
                           Сопереживание                           стыд
                          Сочувствие                                   чувство вины
                                                                                  угрызение совести

- Что у вас получилось, ребята? Прочитайте свои варианты.
2.Лексическая работа со словами – синонимами.
-Укажите лексическое значение слов первой группы. По какому признаку объединяются слова в первую группу? Какой частью речи являются? (А)Сострадание – жалость, сочувствие; сопереживание – сочувствие другому; сочувствие – отзывчивое отношение к переживаниям других людей. Б) Общий признак для слов первой группы – проявление жалости и сочувствия к людям).
-Ребята, к кому можно проявлять сочувствие? (к людям, животным и прочее)
- Давайте с вами попытаемся определить лексическое значение слов второй группы. По какому общему признаку сгруппированы слова во второй группе? Определите морфологическую принадлежность слов данной группы. (А) Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми; стыд – сильное смущение от сознания неверно совершенного поступка; чувство вины – осознание совершенного за неправильный поступок; угрызение совести – чувство стыда или раскаяния. Б) слова второй группы сгруппированы по признаку чувство ответственности и вины за свои поступки и поведение). 
-Ребята, возникает ли у вас чувство вины? Когда это происходит?
8.Реализация построенного проекта.
 1.Уточнение общего характера нового знания.
- Слова, записанные в группы, обозначают одно и то же, являются одной частью речи, но чем они отличаются?                                   
- Слова, записанные по группам, обозначают одно и то же, но отличаются оттенками лексического значения, употреблением в речи, называются синонимами.
-С какими затруднениями встретились в процессе работы? (при заполнении таблицы, при обсуждении соотнесенности слов в группы)
2.Работа с учебником.
Задание классу:
-Прочитайте параграф 68 в учебнике на странице 144 – 145.
 -Сформулируйте для себя учебную задачу для знакомства со статьей учебника.
3.Обсуждение  прочитанного материала  в учебнике.
-Что вы узнали о синонимах?
-Что такое синонимы?
-Если у вас возникают затруднения в выборе синонимов или их подборе, то к какому источнику обратитесь? («Словарь синонимов»)
-Познакомьтесь со «Словарем синонимов», который бережно мне передала моя бабушка. В словаре 600 страниц  (автор и прочее). В нем вы откроете тайны слов, найдете для себя много интересного и познавательного. Как и в любом другом словаре,  в «Словаре синонимов» слова располагаются по алфавиту.
- Какие словари русского языка вам известны? (называют известные ученикам словари). В каких случаях обращаетесь к словарям?
4.Рефлексия.
-Сумели ли вы решить поставленную задачу при работе со статьей учебника?
-Какие трудности возникли?
9. Первичное закрепление учебного материала с проговариванием во внешней речи. 1.Выполнение упражнения 349.
Цель: определить лексическое значение слова и установить синонимическую связь между словами.
(учащиеся доказывают свою точку зрения по отношению к синонимам; сравнивают свои рассуждения с лексическим значением слов на слайде мультимедиа:
метель – сильный ветер со снегом, вьюга; пурга – сильная вьюга, снежная буря; буран – снежная буря, метель в степи; зной – сильная жара;  жара – жаркая погода; дорожка – дорога для ходьбы где – либо; тропинка – узкая протоптанная дорожка; азбука – совокупность букв, расположенных в определенном порядке, букварь).
Рефлексия:
 С какой трудностью встретились, выполняя упражнение? Очевидно то, что оттенки, вносимые синонимами,  разнообразны, уметь подбирать синонимы – показатель вашего интеллектуального, умственного развития, над этим надо работать каждому!
10. Самостоятельная работа с самопроверкой.
1.Выполнение упражнения 350.
Цель: распределить слова в группы, близкие данным – родина, бесконечный, охранять.
(родина – отечество, отчизна; бесконечный – бескрайний, беспредельный; охранять – караулить, сторожить. Примерные составленные предложения детьми: Наша родина имеет бескрайние просторы. В беспредельной вышине плывут облака).
2.Словарная работа.
-В рамочке слова – огромный, громадный. Дайте им лексическое значение. Запишите в словарик, запомните их написание. Составьте с ними предложения или словосочетания и запишите в тетрадь.
Рефлексия:
-Что помогло безошибочно выполнить задание?
-Что для вас было трудным?
- Над чем надо поработать?
11.Включение нового знания в систему.
Прочитайте слова – синонимы, записанные во вторую группу. Среди них встретилось слово совесть. В газете «Я расту» натолкнулась на статью ученицы, которая размышляет о совести. Послушайте отрывок из статьи (ученики  читают отрывок из статьи, которая у каждого на парте и на слайде мультимедиа).
-Что мучает автора статьи?
- Как вы понимает, что такое совесть?
- На какие размышления наталкивает статья ученицы?
- Всегда ли вы поступаете честно с родителями, одноклассниками?
- Почему совесть называют высшим законом? (человека  мучают угрызения совести. Именно они терзают человека, особенно когда он остается наедине с собой. К человеку, совершившему плохой поступок, окружающие его люди относятся по – прежнему. А ему совесть не дает покоя.)
-Совесть заставляет жалеть о содеянном, тревожит душу. Раскаивание может принести ей покой.
-Приходилось ли вам искренне сожалеть о совершенных поступках.  Но лучше всего раскрыть понятие совесть вам поможет рассказ А.П.Гайдара «Совесть», который советую прочитать в свободное время и задуматься над тем, какие поступки мы совершаем.
-Назовите синонимы к словам честный (порядочный, добросовестный), закон (правило, положение, закономерность, норма, распорядок).
-В кабинете найдете серию книг, раскрывающих разные стороны жизни человека, сможете разобраться в себе, узнать много нового  (показ источников  и материалов).
12.Информация о домашнем задании (на слайде мультимедиа).
1.стр.145, термины знать.
2. на выбор:
А) напишите сочинение – миниатюру на темы: «О доброте», «Что я ценю больше всего в человеке?», «Какую помощь я могу оказать людям?»;
 Б) найдите  дополнительный материал по теме «Синонимы» в различных информационных источниках;
В) упр.354;
13.Рефлексия.
-Что для меня самым полезным было на уроке?
-Что для меня на уроке было самым интересным?
-Какие затруднения испытывали на уроке?
-На что мне нужно обратить внимание в домашней работе при подготовке к следующему уроку?
-На следующем уроке продолжим работу по изучению синонимов, вместе с вами будем открывать новое и неизведанное в  русском языке.
-Кроме этого, в Интернет – ресурсах вы можете найти интересную программу под названием «Синонимайзер» -  программа, осуществляющая замену слов или фраз во введённом тексте на синонимы, находящиеся в базе данных, с целью видоизменения текста и придания ему уникальности. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий