четверг, 3 октября 2013 г.

Рабочая программа по литературе 8 класс


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
 с.Селезениха Кирово – Чепецкого района Кировской области


Рассмотрено на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла
«______» _____________2013г.
Согласовано замдиректора по УВР
_______________ Благодатских Н.П.
«______» _______________2013г.
Утверждаю директор школы
Самойленко Л.В._____________
«_______» ____________2013г.




Рабочая программа
по литературе в 8 классе




                                                                                                                    Составила:
                                                                                                                                                     Фурсова Н.В.
                                                                                                                             учитель русского
                                                                                                                                                                 языка и литературы
                                                                                                                                                                   1 квалификационной    
                                                                                                                                                  категории



с.Селезениха
2013 – 2014 учебный год


Пояснительная записка
          Рабочая программа по литературе в 8 классе составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
          1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
          2. Примерные программы среднего (полного) общего образования: Письмо МОиН Российской Федерации № 03-1263 от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
         3.  Программы по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. под редакцией Т.Ф.Курдюмовой,2006 г.
          Учебно- методический комплекс выбран в соответствии с рекомендациями Министерства образования и науки РФ.
          - Днепров Э.Д. Сборник нормативных документов. Литература. – М.: Дрофа, 2007. – 185 с.
          - Курдюмова Т.Ф. Литература. 8 кл.: учеб. – хрестоматия для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа,2008.
          - Финтисова О.А. Литература. 8 класс: поурочные планы по учебнику Т.Ф.курдюмовой. – Волгоград: Учитель,2009.
         - Н.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе 8 класс. М. «Вако», 2010
          Количество часов в год: 68 часов.
          Количество часов в неделю: 2 часа.
         При изучении предмета у учителя остается право на корректировку  программы в целях обеспечения высокого уровня образовательного процесса.
         В 8 классе рассматривается проблема времени на страницах произведений искусства слова, что является своеобразной подготовкой к восприятию курса на историко-литературной основе в 9 классе. Читатель встречается с временем, изображенным, временем создания и временем чтения.
         Рассматривается позиция автора, повествующего об исторических событиях. Сложность связей литературы и времени демонстрируется практически каждым конкретным произведением, включенным в этот курс, начиная с былин и завершая историческими романами 20 века.
        В 8 классе предоставляется возможность понаблюдать за тем, как искусство на разных этапах своего развития смотрело на события истории. Накопленные знания и умения, связанные с освоением сюжета (5 класс), знакомство с героями литературного произведения (6 класс), жанрами произведений и художественными приемами (7 класс), обогащаются новыми подходами.
       Отбор содержания курса, целевые установки автора отражены в требованиях к уровню подготовки учащихся 8 класса.
       Цель программы  -   способствовать духовному становлению личности, формирование ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному овладению речью.
       Задачи: данная программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика. 
      Последовательность расположения материала помогает увидеть связь времен и связь литератур разных народов.
      Принципы построения: данная программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.
     Специфика курса: в 8 классе учащиеся обращаются к проблеме времени на страницах произведения искусства, следовательно к истории в произведениях искусства слова, которую невозможно изучить, не касаясь позиции автора.
       Технологии, методы: различные средства обучения, разрабатываемые как компоненты комплекса, основой которого является учебник, методически согласуется с ним. Все это помогает в организации самостоятельной работы, облегчает реализацию внутрипредметных связей.
       Система оценивания: в конце изучения каждой темы предусматриваются зачетные уроки, тестирование, творческие и самостоятельные работы.
       Наглядность, ТСО.
       На уроках применяются учебно-наглядные пособия (портреты писателей и поэтов, иллюстрации, раздаточный изобразительный материал, тесты, тексты произведений.
      ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ
      Ученик должен знать:
      - Авторов и содержание изученных художественных произведений;
      - Основные теоретические понятия, связанные с изучением исторических произведений (исторические   жанры,   особенности   решения   проблемы   времени   на   страницах художественного произведения и др.).
     Ученик должен уметь:
     - Определять связь литературного  произведения со  временем;  понимать сложности соотношения времени изображенного, времени, когда создано произведение, и времени, когда оно прочитано;
     - Использовать различные формы изучения художественных; произведений исторической тематики:    исторический    комментарий,    исторический    документ,    сопоставление изображения одних и тех же событий в произведениях разных жанров и в произведениях разных писателей;
     - Определять авторскую позицию писателя;
     - Создавать творческие работы, связанные со стилизацией текстов конкретной эпохи;
     - Пользоваться различными справочными изданиями, в том числе и связанными с исторической тематикой;
     - Использовать различные виды искусства для комментирования произведений о конкретной эпохе и для сопоставления произведений разных искусств об одной эпохе.
      КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
     Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других пись­менных проверочных работ (ответ на вопрос, реферат и др.). Являясь составной частью системы работы по литературе, они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.
      В течение учебного года рекомендуется проводить в связи с уроками литературы следующее количество сочинений, це­лесообразно распределенных учителем по четвертям (полугодиям):
Объем сочинений должен быть примерно таким:
в V классе — 1-1,5 тетрадные страницы,
VI классе— 1,5-2,
VII классе—2-2,5,
VIII классе —2,5-3,
IХ классе — 3-4,
X классе —4-5,
XI классе — 5—7.
 Уменьшение объема сочинения против примерных норм не влияет на отметку за содержание, если оно отвечает требова­ниям, предъявляемым для соответствующей оценки, также как превышение объема не ведет к повышению отметки.
  Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в VVIII и 10 дней в IXXI классах и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая — за грамотность.
 В VXI классах оценка за содержание и речь относится к литературе, вторая — к русскому языку.
Оценка устных ответов
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными Критериями в пределах программы данно­го класса:
  1. Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
  2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
  3. Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.
  4. Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых
  5. в классе и прочитанных самостоятельно.
  6. Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи и общественной борь­бой.
  7. Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам:
V класс— 100—11О слов в минуту,
VI класс—110—120 слов в минуту,
VII класс— 120—130 слов в минуту, считая это средней скоростью в последующих классах.
  В соответствии с этим:
  Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий про­чные знания и глубокое понимание текста изучаемого про­изведения; умение объяснять взаимосвязь событий, ха­рактер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно—эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведе­ния, привлекать текст для аргументации своих выводов, рас­крывать связь произведения с эпохой (9—11 кл.); свободное владение монологической литературной речью.
    Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изу­чаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь собы­тий, характеры и поступки героев и роль основных художес­твенных средств в раскрытии идейно—эстетического содер­жания произведения; умение пользоваться основными тео­ретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст про­изведения для обоснования своих выводов; хорошее вла­дение монологической литературной речью. Однако допускается 1-2 неточности
   Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произ­ведения; умении объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художествен­ных средств в раскрытии идейно—художественного содержа­ния произведения; знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыках разбора и не­достаточном умении привлекать текст произведений для под­тверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение мо­нологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установлен­ным для данного класса
  Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий не­знание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных геро­ев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно—эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое вла­дение монологической литературной речью и техникой чте­ния, бедность выразительных средств языка.
 Оценка сочинения
  Указанный объем сочинений является примерным пото­му, что объем ученического текста зависит от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащих­ся. их общего развития и почерка
 Сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языко­вых норм и правил выбора стилистических средств), вторая - за соблюдение орфографических и пунктуационных норм. Первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
  Содержание сочинения оценивается по следующим кри­териям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
  При оценке речевого оформления сочинений учитывает­ся: разнообразие словаря и грамматического строя речи; сти­левое единство и выразительность речи; число языковых ошибок и стилистических недочетов.
  Орфографическая и пунктуационная грамотность оцени­вается по числу допущенных учеником ошибок (Нормы оценки знании, умений и навыков учащихся по русскому языку). Содержание и речевое оформление оценивается по следующим критериям:
   Отметка "5" ставится, если: 1) содержание работы пол­ностью соответствует теме; 2) фактические ошибки отсут­ствуют; 3) содержание излагается последовательно; 4) рабо­та отличается богатством словаря, разнообразием использу­емых синтаксических конструкций, точностью словоупотреб­ления; 5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В работе допускается 1 недочет в содержании, 1—2 рече­вых недочета. 1 грамматическая ошибка.
  Отметка "4" ставится, если: 1) содержание работы в ос­новном соответствует теме (имеются незначительные откло­нения от темы); 2) содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности; 3) имеются не­значительные нарушения последовательности в изложении мыслей; 4) лексический и грамматический строй речи до­статочно разнообразен; 5) стиль работы отличается единст­вом и достаточной выразительностью. В работе допускается не более 2 недочетов и содержании, не более 3—4 речевых недочетов, 2 грамматических ошибок.
  Отметка "3" ставится, если: 1) в работе допущены су­щественные отклонения от темы; 2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточ­ности; 3) допущены отдельные нарушения последовательнос­ти изложения; 4) беден словарь и однообразны употребляе­мые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление; 5) стиль работы не отличается единст­вом, речь недостаточно выразительна. В работе допускается не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибок.
  Отметка "2" ставится, если: 1) работа не соответствует теме; 2) допущено много фактических неточностей; 3) на­рушена последовательность изложения мыслей во всех час­тях работы, отсутствует связь между ними, работа не соот­ветствует плану; 4) крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выражен­ной связью между ними. часты случаи неправильного сло­воупотребления. нарушено стилевое единство текста. В работе допущено 6 недочетов в содержании, до 7 рече­вых недочетов и до 7 грамматических ошибок.
  Примечание:
  1. При оценке сочинения необходимо учи­тывать самостоятельность, оригинальность замысла ученичес­кого сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочине­ние на один балл.
 2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше ука­занного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки "4" на одну, а для отметки "3" на две единицы. Например, при оценке грамотности "4" ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при со­отношениях: 2-3-2. 2-2-3; "3" ставится при соот­ношениях: 6-4-4. 4-6-4, 4-4-6. При выставле­нии отметки "5" превышение объема сочинения не прини­мается во внимание.
 3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям сочинение написано удовлетво­рительно.
 4. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных уче­ником исправлениях (Нормы оценки знаний, умений и на­выков учащихся по русскому языку).
Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по литературе.
  1. Оценка устных ответов.
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
  • знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
  • умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
  • понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
  • знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
  • умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
  • уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.
При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:
   Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
  Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
  Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
  Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
2.      Оценка сочинений.
Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
С помощью сочинений проверяются:
а) умение раскрыть тему;
б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
в) соблюдение языковых норм и правил правописания.
    Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;
  • полнота раскрытия темы;
  • правильность фактического материала;
  • последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
  • разнообразие словаря и грамматического строя речи;
  • стилевое единство и выразительность речи;
  • число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.


Календарно – тематическое планирование по литературе в 8 классе

Дата по плану
Дата фактически
№ п/п
Тема урока
Количест
во часов
ФКГОС
ЦОР


1
Введение. Литература и время.
1
Художественная литература как одна из форм освоения мира, отражение в ней богатства и многообразия духовной жизни человека. Влияние литературы на формирование нравственного и эстетического чувства учащегося. Место литературы в общественной жизни и культуре России. Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина, красота, справедливость, совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность.

Фольклор (2ч)



2
Народная историческая песня. «Правеж», «Петра  Первого узнают в шведском городе».
1
Устное народное творчество как часть общей культуры народа, выражение в нем национальных черт характера. Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле. Народное представление о героическом. Влияние фольклорной образности и нравственных идеалов на развитие литературы. Жанры фольклора.
Исторические народные песни - "Правеж", Петра Первого узнают в шведском городе".



3
Народный театр. «Как француз Москву брал».
1
Жанр - народный театр - "Как француз Москву брал".



Древнерусская литература (4ч и 2ч вн.чт.)



4
Историческая личность в древнерусской литературе. Летопись. «Повесть временных лет».
1
Истоки и начало древнерусской литературы, ее религиозно - духовные корни. Патриотический пафос и поучительный характер ДРЛ.
Жанр повести - "Повесть временных лет".


5
Воинская повесть. «Повесть о разорении Рязани Батыем».
1
Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности. Жанр повести. "Повесть о разорении Рязани Батыем".



6
Житие. "Сказание о житии Александра Невского». Отражение в житии представления о нравственном эталоне.
1
Связь с фольклором. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение). Жанр жития - "Сказание о житии Александра Невского".



7
Б.К.Зайцев. «Преподобный Сергий Радонежский». Иерархия ценностей православного человека в житии.
1
Житие  "Преподобный Сергий Радонежский".
http://files.tvspas.ru/search


8,9
Вн.чт. История на страницах зарубежных произведений. М.Сервантес. Роман "Дон Кихот".
2
Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них "вечных проблем" бытия. Романтизм и реализм в зарубежной литературе. Проблема истинных и ложных ценностей. Соотношение идеала и действительности.  М.Сервантес. Роман "Дон Кихот".
Презентация «Сервантес «Дон Кихот»
Литература 18 века (2ч)



10
Вольность Великого Новгорода в произведениях 18 века. Н.М.Карамзин. «Марфа – посадница или Покорение Новагорода».
1
Идейно - художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Нравственно - воспитательный пафос литературы. Классицизм как литературное направление. Сентиментализм как направление. Обращение литературы к жизни и внутреннему миру "частного" человека.
Н.М.Карамзин. «Марфа посадница или Покорение Новагорода».


11
Исторические личности в русском фольклоре, древнерусской литературе и литературе 18 века.
1




Литература 19 века (34ч и 7ч вн.чт.  )



12
Былины и их герои в поэзии 19 века. А.К.Толстой «Илья Муромец».
1
А.К.Толстой. "Илья Муромец".
Общественный и гуманистический пафос русской литературы 19 века. Новое понимание человека в его связях с национальной историей.


13
Г.У.Лонгфелло «Песнь о Гайавате» в переводе И.Бунина.
1
Г.У.Лонгфелло «Песнь о Гайавате» в переводе И.Бунина.
Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них "вечных проблем" бытия. Многообразие проблематики и художественных исканий в литературе конца 19 - начала 20 вв. Соотношение идеала и действительности.

Презентация «Генри Лонгфелло `Песнь о Гайавате`»




14
Гайавата - герой произведения Г.Лонгфелло.
1

Презентация «Генри Лонгфелло `Песнь о Гайавате`»



15
Вн.чт. В.Скотт. Исторический роман «Айвенго».
1
 Исторический роман "Айвенго".
Европейский классицизм. Романтизм и реализм в зарубежной литературе.


16
Вн.чт. В.Скотт. "Айвенго".
1



17
События истории 1812 года в баснях И.А.Крылова. И.А.Крылов. Басня «Волк на псарне».
1
Влияние поворотных событий русской истории на русскую литературу.
Басня для изучения - "Волк на псарне".



18
Вн.чт. Басни И.А.Крылова.
1
Расширение кругозора - разбор басен (на выбор).



19
Историческая тема в творчестве А.Пушкина. Историческая личность в балладе А.С.Пушкина
 «Песнь о вещем Олеге». .
1
"Песнь о вещем Олеге".
Романтизм в русской литературе. Воплощение в литературе романтических ценностей.


20
Личность Петра Первого в произведениях А.С.Пушкина. Поэма «Полтава».
1
Пушкин как родоначальник новой русской литературы. Формирование представлений о национальной самобытности.
презентации по литературе\пушкин\poltava.ppt
А.С.Пушкин «Полтава»


21
Изображение Петра Первого в поэме А.С.Пушкина "Полтава".
1
Поэма "Полтава".

Образ Петра в поэме «Полтава»


22
Исторические личности в драме А.С.Пушкина "Борис Годунов".
1
Драма "Борис Годунов".
Проблема личности и общества.



23
Повесть А.С.Пушкина "Капитанская дочка". Замысел и история создания. Формирование характера Петра Гринева.

1
Повесть "Капитанская дочка".
Реализм в русской литературе, многообразие реалистических тенденций.




24
Проблема  нравственного выбора в повести А.Пушкина "Капитанская дочка". Жизнь в Белогорской крепости.
1
Историзм и психологизм в литературе.



25
Герои повести. Швабрин и Гринев. Исторические события и судьбы частных людей.
1
Нравственные и философские искания русских писателей.



26
Образ Маши Мироновой в свете авторского идеала. Смысл повести.
1
Образ русской женщины и проблема женского счастья.



27
Пугачев в повести. Отношение автора и рассказчика к народной войне. Тема "русского бунта" и образ Пугачева.
1
Интерес писателей к проблеме народа.



28 - 29
РР. Сочинение по повести «Капитанская дочка».
2




30
Историческая повесть и исторический труд. Обобщающий урок по повести "Капитанская дочка".
1




31
М.Ю.Лермонтов. Развитие и переосмысление пушкинских традиций в пейзажной лирике Лермонтова.
1
Стихотворения - "Когда волнуется желтеющая нива...", "И скучно и грустно", "Родина", "Три пальмы", "Дума", "Поэт", "Пророк", "Смерть поэта", "Парус", "Молитва" и др.



32
Историческая основа и сюжет поэмы «Песня  про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
1
Поэма "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова".


33
Нравственная проблематика и особенности конфликта в "Песне...". Калашников и Кирибеевич.
1
Человек в ситуации нравственного выбора.
Художественное своеобразие и историко – философская проблематика песни…


34
Историческая и фольклорная основа повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».
1
Повесть "Тарас Бульба".



35
Героико – патриотический пафос повести «Тарас Бульба». Запорожская Сечь как прославление боевого товарищества.
1
Общественный и гуманистический пафос русской литературы 19 века.



36
Н.В.Гоголь – мастер батальных сцен и героических характеров.
1




37
Образы Тараса Бульбы и его сыновей в повести Н.В.Гоголя.
1
Историзм и психологизм в литературе.



38
Остап и Андрий как героические и эпические характеры. Принцип контраста в изображении героев.

1
Интерес русских писателей к проблеме народа.
Презентация «Остап и Андрий»


39

Мастерство Гоголя в изображении природы. Роль детали в раскрытии характеров героев.
1
Конфликт романтического героя с миром. Романический пейзаж.



40
РР. Творческая письменная работа по повести Н.В.Гоголя.
1




41-42
Вн.чт. Повесть «Шинель».Тема города и «маленького человека». Гуманистический смысл повести и авторская ирония. Роль детали в прозе Гоголя.
2
Повесть "Шинель".
Проблема личности и общества. Тема "маленького человека" и ее развитие. Образ "героя времени".
Презентация к повести «Шинель»


43
А.К.Толстой. Баллада «Василий Шибанов».
1
Баллада "Василий Шибанов".
А.К.Толстой «Василий Шибанов»


44
Эпоха Ивана Грозного в романе А.К.Толстого «Князь Серебряный».
1
Роман "Князь Серебряный".
Презентация «Толстой «Князь Серебряный»


45
Реальные исторические лица и вымысел на страницах романа А.К.Толстого «Князь Серебряный». Нравственная проблематика произведения Толстого.
1

Художественный текст в полном собрании


46-47
Вн.чт.А.Дюма «Три мушкетера».
2
А.Дюма «Три мушкетера».
Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них "вечных проблем" бытия. Многообразие проблематики и художественных исканий в литературе конца 19 - начала 20 вв. Соотношение идеала и действительности.



48
Мотивы былого в лирике поэтов 19 века. В.А.Жуковский, А.С.Пушкин, Д.Давыдов.
1
В.А.Жуковский - "Воспоминание", "Песня"; А.Пушкин - "Воспоминание", "Стансы"; Д.Давыдов.
(видео)


49
Тема исторического прошлого в лирике поэтов 19 века. И.Козлов, Ф.Глинка, А.Апухтин.
1
Тема исторического прошлого в лирике поэтов 19 века. И.Козлов, Ф.Глинка, А.Апухтин.
Апухтин А.Н.
Биография. Глинка Ф.Н.


50
Л.Н.Толстой. Рассказ «После бала». Особенности сюжета и композиции. Прием контраста.
1
Рассказ  "После бала".


51-52
Идея нравственного самосовершенствования в рассказе «После бала». Проблема жестокости  и моральной ответственности человека за происходящее.
2
Повесть "Ася" (по выбору).
Презентация «Л.Н.Толстой «После бала»


Литература 20 века (13ч и 3ч вн.чт. )



53
Былины и их герои в поэзии 20 века. И.А.Бунин.
1
Классические традиции и новые течения в русской литературе конца 19 - начала 20 вв. Эпоха революционных потрясений и ее отражение в русской литературе и литературе других народов. Проблема героя. Тема родины. Исторические судьбы России. Нравственный выбор человека в сложных жизненных обстоятельствах. Обращение писателей второй половины 20 в. к острым проблемам современности. Поиски незыблемых нравственных ценностей в народной жизни, раскрытие самобытных национальных характеров.
И.Бунин - "На распутье", "Святогор", "Святогор и Илья".
Презентация «герои русских былин»


54
Былинные герои в поэзии 20 века. К.Д.Бальмонт, Е.Винокуров.
1
К.Бальмонт "Живая вода"; Е.Винокуров "Богатырь" и др.
«Святогор и Илья»


55
Вн.чт. Ю.Н.Тынянов.
 Повесть «Подпоручик Киже».
1
Ю.Н.Тынянов.
 Повесть «Подпоручик Киже».
Биография. Тынянов Ю.Н.


56-57
Образ Петра Первого в повести Ю.Тынянова «Восковая персона».
2
 Повесть Ю.Тынянова «Восковая персона».
Исторические судьбы России.
Текст повести «Восковая персона»


58
Вн.чт. М.Алданов. Роман «Чёртов мост».
1
 М.Алданов. Роман «Чёртов мост».
Презентация «Чёртов мост»


59
Вн.чт.С.Цвейг. Историческая миниатюра «Невозвратимое мгновение».
1
С.Цвейг. Историческая миниатюра «Звездное мгновение».
Статья «Новеллы Стефана Цвейга»



60
Изображение Ходынской трагедии в романе Б.Л.Васильева. Роман «Утоли моя печали…»
1
Роман Б.Л.Васильева  «Утоли моя печали…»


61-62
ВОВ в лирике 20 века. Поэтические искания, продолжение традиционных тем лирики. А.Ахматова, А.Прокофьев, К.Симонов, А.Твардовский, Ю.Друнина, М.Дудин, А.Сурков, М. Исаковский, Б.Окуджава, Е.Винокуров, В.Высоцкий.
2
Исторические судьбы России. Годы военных испытаний и их отражение в русской литературе и литературе других народов России. Нравственный выбор человека в сложных обстоятельствах.
Б.Окуджава "До свидания, мальчики», В.Высоцкий "Штрафные батальоны" и др.



63
Л.М.Леонов. Пьеса «Золотая карета».
1
Л.М.Леонов. Пьеса «Золотая карета».
Статья «Драматургия Л.Леонова»


64
Мотивы былого в лирике поэтов 20 века.
1
Классические традиции и новые течения в русской литературе конца 19 - 20 вв.
Презентация «Мотивы былого в лирике 20 века»


65
Литература народов России. Г.Тукай. Стихи из цикла "О, эта любовь!"
1
Стихотворения из цикла "О, эта любовь!".
Мифология и фольклор народов России как средоточие народной мудрости. Национальное своеобразие героических эпосов народов России, обусловленное особенностями исторической и духовной жизни каждого народа. Многообразие литератур народов России, отражение в них национальных картин мира.
Презентация «Габдулла Тукай»


66
Муса Джалиль. Лирика. "Мои песни", "Могила цветка", "Один совет", "Дуб".
1
Муса Джалиль. Лирика. "Мои песни", "Могила цветка", "Один совет", "Дуб"и др.
Общее и национально - специфическое в литературе народов России. Контактные связи русских писателей с писателями - представителями других литератур народов России. Духовные истоки национальных литератур.
Презентация «Залилов (Муса Джалиль»


67
П.Мериме. Новелла "Маттео Фальконе".
1
П.Мериме. Новелла "Маттео Фальконе". Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них "вечных проблем" бытия. Романтизм и реализм в зарубежной литературе. Проблема истинных и ложных ценностей. Соотношение идеала и действительности. Европейский классицизм. Романтизм и реализм в русской литературе.
Презентация «Жанр новеллы в зарубежной литературе. Проспер Мериме. Новелла «Маттео Фальконе»


68
Заключительный урок в конце года. Рекомендации для летнего чтения.
1



Комментариев нет:

Отправить комментарий