Муниципальное казенное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная школа
с.Селезениха Кирово – Чепецкого района
Кировской области
Рассмотрено на
заседании ШМО учителей гуманитарного цикла
«______»
_____________2013г.
|
Согласовано замдиректора
по УВР
_______________
Благодатских Н.П.
«______»
_______________2013г.
|
Утверждаю директор
школы
Самойленко
Л.В._____________
«_______»
____________2013г.
|
Рабочая программа
по литературе в 8 классе
Составила:
Фурсова Н.В.
учитель русского
языка и литературы
1
квалификационной
категории
с.Селезениха
2013 – 2014 учебный год
Пояснительная
записка
Рабочая программа по литературе в 8 классе
составлена на основе следующих нормативных документов и методических
рекомендаций:
1. Федеральный компонент государственного
стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004
«Об утверждении федерального компонента государственных образовательных
стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего
образования».
2.
Примерные программы среднего (полного) общего образования: Письмо МОиН Российской
Федерации № 03-1263 от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам
федерального базисного учебного плана».
3. Программы по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. под редакцией
Т.Ф.Курдюмовой,2006 г.
Учебно- методический комплекс выбран в
соответствии с рекомендациями Министерства образования и науки РФ.
- Днепров Э.Д. Сборник
нормативных документов. Литература. – М.: Дрофа, 2007. – 185 с.
- Курдюмова Т.Ф.
Литература. 8 кл.: учеб. – хрестоматия для общеобразоват. учреждений. – М.:
Дрофа,2008.
- Финтисова О.А.
Литература. 8 класс: поурочные планы по учебнику Т.Ф.курдюмовой. – Волгоград:
Учитель,2009.
- Н.В.Егорова. Поурочные
разработки по литературе 8 класс. М. «Вако», 2010
Количество часов в
год: 68 часов.
Количество часов в неделю: 2 часа.
При изучении предмета у учителя
остается право на корректировку программы в целях обеспечения
высокого уровня образовательного процесса.
В 8
классе рассматривается проблема времени
на страницах произведений искусства слова, что является своеобразной
подготовкой к восприятию курса на историко-литературной основе в 9 классе.
Читатель встречается с временем,
изображенным, временем создания и временем чтения.
Рассматривается позиция автора, повествующего
об исторических событиях. Сложность связей литературы и времени демонстрируется
практически каждым конкретным произведением, включенным в этот курс, начиная с
былин и завершая историческими романами 20 века.
В 8
классе предоставляется возможность понаблюдать за тем, как искусство на разных
этапах своего развития смотрело на события истории. Накопленные знания и
умения, связанные с освоением сюжета (5 класс), знакомство с героями
литературного произведения (6 класс), жанрами произведений и художественными
приемами (7 класс), обогащаются новыми подходами.
Отбор
содержания курса, целевые установки автора отражены в требованиях к уровню
подготовки учащихся 8 класса.
Цель
программы - способствовать духовному становлению
личности, формирование ее нравственных позиций, эстетического вкуса,
совершенному овладению речью.
Задачи: данная программа предусматривает как формирование умений
аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воссоздающего
воображения и творческой деятельностью самого ученика.
Последовательность расположения материала помогает увидеть связь
времен и связь литератур разных народов.
Принципы
построения: данная программа построена с учетом принципов системности,
научности и доступности, а также преемственности и перспективности между
различными разделами курса.
Специфика
курса: в 8 классе учащиеся обращаются к проблеме
времени на страницах произведения искусства, следовательно к истории в
произведениях искусства слова, которую невозможно изучить, не касаясь позиции
автора.
Технологии, методы: различные средства обучения, разрабатываемые как компоненты
комплекса, основой которого является учебник, методически согласуется с ним.
Все это помогает в организации самостоятельной работы, облегчает реализацию
внутрипредметных связей.
Система оценивания: в конце изучения каждой темы предусматриваются зачетные уроки,
тестирование, творческие и самостоятельные работы.
Наглядность, ТСО.
На уроках применяются
учебно-наглядные пособия (портреты писателей и поэтов, иллюстрации, раздаточный
изобразительный материал, тесты, тексты произведений.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ
Ученик должен знать:
- Авторов и
содержание изученных художественных произведений;
- Основные
теоретические понятия, связанные с изучением исторических произведений (исторические жанры,
особенности решения проблемы
времени на страницах художественного произведения и
др.).
Ученик должен уметь:
- Определять связь
литературного произведения со временем;
понимать сложности соотношения времени изображенного, времени, когда
создано произведение, и времени, когда оно прочитано;
- Использовать
различные формы изучения художественных; произведений исторической
тематики: исторический комментарий, исторический документ,
сопоставление изображения одних и тех же событий в произведениях разных
жанров и в произведениях разных писателей;
- Определять
авторскую позицию писателя;
- Создавать
творческие работы, связанные со стилизацией текстов конкретной эпохи;
- Пользоваться различными
справочными изданиями, в том числе и связанными с исторической тематикой;
- Использовать
различные виды искусства для комментирования произведений о конкретной эпохе и
для сопоставления произведений разных искусств об одной эпохе.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Оценка знаний по
литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений
и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, реферат и др.).
Являясь составной частью системы работы по литературе, они проводятся в
определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.
В течение учебного года
рекомендуется проводить в связи с уроками литературы следующее количество
сочинений, целесообразно распределенных учителем по четвертям (полугодиям):
Объем сочинений должен быть примерно таким:
в V классе — 1-1,5 тетрадные страницы,
VI классе— 1,5-2,
VII классе—2-2,5,
VIII классе —2,5-3,
IХ классе — 3-4,
X классе —4-5,
XI классе — 5—7.
Уменьшение объема
сочинения против примерных норм не влияет на отметку за содержание, если оно
отвечает требованиям, предъявляемым для соответствующей оценки, также как
превышение объема не ведет к повышению отметки.
Любое сочинение
проверяется не позднее недельного срока в V—VIII и 10 дней в IX—XI классах и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и
речь, вторая — за грамотность.
В V—XI классах оценка за содержание и речь относится к литературе, вторая — к
русскому языку.
Оценка устных ответов
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными
Критериями в пределах программы данного класса:
- Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного
произведения.
- Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
- Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического
содержания изученного произведения.
- Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими
знаниями при анализе произведений, изучаемых
- в классе и прочитанных самостоятельно.
- Умение анализировать художественное произведение в соответствии с
ведущими идеями эпохи и общественной борьбой.
- Умение владеть монологической литературной речью; логичность и
последовательность ответа; беглость, правильность выразительность чтения с
учетом темпа чтения по классам:
V класс— 100—11О слов в минуту,
VI класс—110—120 слов в минуту,
VII класс— 120—130 слов в минуту, считая это средней скоростью в последующих
классах.
В
соответствии с этим:
Отметкой
«5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные
знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять
взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств
в раскрытии идейно—эстетического содержания произведения; умение пользоваться
теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного
произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать
связь произведения с эпохой (9—11 кл.); свободное владение монологической
литературной речью.
Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и
достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять
взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных
средств в раскрытии идейно—эстетического содержания произведения; умение
пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе
прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования
своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью. Однако допускается 1-2 неточности
Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о
знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснять
взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших
художественных средств в раскрытии идейно—художественного содержания
произведения; знании основных вопросов теории, но недостаточном умении
пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыках
разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения
своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно
свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке
ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса
Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание
существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и
характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии
идейно—эстетического содержания произведения; незнание элементарных
теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной
речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Оценка
сочинения
Указанный объем сочинений является примерным потому, что
объем ученического текста зависит от стиля и жанра сочинения, характера темы и
замысла, темпа письма учащихся. их общего развития и почерка
Сочинение оценивается двумя
отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых
норм и правил выбора стилистических средств), вторая - за соблюдение
орфографических и пунктуационных норм. Первая оценка (за содержание и речь)
считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения оценивается по
следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого
оформления сочинений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя
речи; стилевое единство и выразительность речи; число языковых ошибок и
стилистических недочетов.
Орфографическая и пунктуационная
грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (Нормы оценки
знании, умений и навыков учащихся по русскому языку). Содержание и речевое
оформление оценивается по следующим критериям:
Отметка "5" ставится, если: 1) содержание работы полностью
соответствует теме; 2) фактические ошибки отсутствуют; 3) содержание
излагается последовательно; 4) работа отличается богатством словаря, разнообразием
используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления; 5)
достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В работе допускается 1
недочет в содержании, 1—2 речевых недочета. 1 грамматическая ошибка.
Отметка "4" ставится, если: 1) содержание работы в основном
соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); 2) содержание
в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности; 3) имеются
незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; 4) лексический
и грамматический строй речи достаточно разнообразен; 5) стиль работы
отличается единством и достаточной выразительностью. В работе допускается не
более 2 недочетов и содержании, не более 3—4 речевых недочетов, 2
грамматических ошибок.
Отметка "3" ставится, если: 1) в работе допущены существенные
отклонения от темы; 2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные
фактические неточности; 3) допущены отдельные нарушения последовательности
изложения; 4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические
конструкции, встречается неправильное словоупотребление; 5) стиль работы не
отличается единством, речь недостаточно выразительна. В работе допускается не
более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибок.
Отметка "2" ставится, если: 1) работа не
соответствует теме; 2) допущено много фактических неточностей; 3) нарушена
последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь
между ними, работа не соответствует плану; 4) крайне беден словарь, работа
написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между
ними. часты случаи неправильного словоупотребления. нарушено стилевое единство
текста. В работе допущено 6 недочетов в содержании, до 7 речевых недочетов и
до 7 грамматических ошибок.
Примечание:
1. При оценке сочинения необходимо
учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения,
уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла,
его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один
балл.
2. Если объем сочинения в
полтора-два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы
следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки "4" на одну,
а для отметки "3" на две единицы. Например, при оценке грамотности
"4" ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2
грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2. 2-2-3; "3"
ставится при соотношениях: 6-4-4. 4-6-4, 4-4-6. При выставлении отметки
"5" превышение объема сочинения не принимается во внимание.
3. Первая оценка (за содержание и
речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по
остальным показателям сочинение написано удовлетворительно.
4. На оценку сочинения
распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о
сделанных учеником исправлениях (Нормы оценки знаний, умений и навыков
учащихся по русскому языку).
Нормы оценки
знаний, умений и навыков обучающихся по литературе.
- Оценка устных ответов.
При оценке устных ответов учитель руководствуется
следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
- знание текста и понимание
идейно-художественного содержания изученного произведения;
- умение объяснить взаимосвязь
событий, характер и поступки героев;
- понимание роли художественных
средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного
произведения;
- знание теоретико-литературных
понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений,
изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
- умение анализировать
художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
- уметь владеть монологической
литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный
вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.
При оценке устных ответов по литературе могут быть
следующие критерии:
Отметка «5»: ответ
обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого
произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев,
роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания
произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь
произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Отметка «4»: ставится за
ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста
изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и
поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического
содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования
своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако
допускают 2-3 неточности в ответе.
Отметка «3»: оценивается
ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого
произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии
идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение
пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько
ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической
речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня
чтения установленным нормам для данного класса.
Отметка «2»: ответ
обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение
объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных
средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое
владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств
языка.
2. Оценка сочинений.
Сочинение – основная форма проверки умения правильно и
последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
С помощью сочинений проверяются:
а) умение раскрыть тему;
б) умение использовать языковые средства в
соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
в) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя
отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за
грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых
норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим
критериям:
- соответствие работы ученика
теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического
материала;
- последовательность изложения.
При оценке
речевого оформления сочинений учитывается:
- разнообразие словаря и
грамматического строя речи;
- стилевое единство и
выразительность речи;
- число речевых недочетов.
Грамотность
оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических,
пунктуационных и грамматических.
Календарно –
тематическое планирование по литературе в 8 классе
Дата
по плану
|
Дата
фактически
|
№
п/п
|
Тема
урока
|
Количест
во
часов
|
ФКГОС
|
ЦОР
|
||
|
|
1
|
Введение.
Литература и время.
|
1
|
Художественная
литература как одна из форм освоения мира, отражение в ней богатства и
многообразия духовной жизни человека. Влияние литературы на формирование
нравственного и эстетического чувства учащегося. Место литературы в
общественной жизни и культуре России. Обращение писателей к универсальным
категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина, красота, справедливость,
совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность.
|
|
||
Фольклор (2ч)
|
|
|||||||
|
|
2
|
Народная
историческая песня. «Правеж», «Петра Первого
узнают в шведском городе».
|
1
|
Устное
народное творчество как часть общей культуры народа, выражение в нем
национальных черт характера. Отражение в русском фольклоре народных традиций,
представлений о добре и зле. Народное представление о героическом. Влияние
фольклорной образности и нравственных идеалов на развитие литературы. Жанры
фольклора.
Исторические
народные песни - "Правеж", Петра Первого узнают в шведском
городе".
|
|
||
|
|
3
|
Народный
театр. «Как француз Москву брал».
|
1
|
Жанр
- народный театр - "Как француз Москву брал".
|
|
||
|
|
Древнерусская литература (4ч и 2ч вн.чт.)
|
|
|||||
|
|
4
|
Историческая
личность в древнерусской литературе. Летопись. «Повесть временных лет».
|
1
|
Истоки
и начало древнерусской литературы, ее религиозно - духовные корни.
Патриотический пафос и поучительный характер ДРЛ.
Жанр
повести - "Повесть временных лет".
|
|||
|
|
5
|
Воинская
повесть. «Повесть о разорении Рязани Батыем».
|
1
|
Утверждение
в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему,
милосердия, жертвенности. Жанр повести. "Повесть о разорении Рязани
Батыем".
|
|
||
|
|
6
|
Житие.
"Сказание о житии Александра Невского». Отражение в житии представления
о нравственном эталоне.
|
1
|
Связь
с фольклором. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово,
житие, поучение). Жанр жития - "Сказание о житии Александра
Невского".
|
|
||
|
|
7
|
Б.К.Зайцев.
«Преподобный Сергий Радонежский». Иерархия ценностей православного человека в
житии.
|
1
|
Житие "Преподобный Сергий Радонежский".
|
http://files.tvspas.ru/search
|
||
|
|
8,9
|
Вн.чт.
История на страницах зарубежных произведений. М.Сервантес. Роман "Дон
Кихот".
|
2
|
Взаимодействие зарубежной, русской литературы
и литературы других народов России, отражение в них "вечных
проблем" бытия. Романтизм и реализм в зарубежной литературе. Проблема
истинных и ложных ценностей. Соотношение идеала и действительности. М.Сервантес. Роман "Дон
Кихот".
|
Презентация
«Сервантес «Дон Кихот»
|
||
Литература
18 века (2ч)
|
|
|||||||
|
|
10
|
Вольность
Великого Новгорода в произведениях 18 века. Н.М.Карамзин. «Марфа – посадница
или Покорение Новагорода».
|
1
|
Идейно - художественное своеобразие литературы
эпохи Просвещения. Нравственно - воспитательный пафос литературы. Классицизм
как литературное направление. Сентиментализм как направление. Обращение
литературы к жизни и внутреннему миру "частного" человека.
Н.М.Карамзин. «Марфа – посадница или
Покорение Новагорода».
|
|||
|
|
11
|
Исторические
личности в русском фольклоре, древнерусской литературе и литературе 18 века.
|
1
|
|
|
||
|
|
Литература
19 века (34ч и 7ч вн.чт. )
|
|
|||||
|
|
12
|
Былины
и их герои в поэзии 19 века. А.К.Толстой «Илья Муромец».
|
1
|
А.К.Толстой. "Илья
Муромец".
Общественный и гуманистический пафос русской
литературы 19 века. Новое понимание человека в его связях с национальной
историей.
|
|||
|
|
13
|
Г.У.Лонгфелло
«Песнь о Гайавате» в переводе И.Бунина.
|
1
|
Г.У.Лонгфелло «Песнь о
Гайавате» в переводе И.Бунина.
Взаимодействие зарубежной, русской литературы
и литературы других народов России, отражение в них "вечных
проблем" бытия. Многообразие проблематики и художественных исканий в
литературе конца 19 - начала 20 вв. Соотношение идеала и действительности.
|
Презентация «Генри Лонгфелло `Песнь о
Гайавате`»
|
||
|
|
14
|
Гайавата
- герой произведения Г.Лонгфелло.
|
1
|
|
Презентация «Генри Лонгфелло `Песнь о
Гайавате`»
|
||
|
|
15
|
Вн.чт.
В.Скотт. Исторический роман «Айвенго».
|
1
|
Исторический роман "Айвенго".
Европейский классицизм. Романтизм и реализм в
зарубежной литературе.
|
|||
|
|
16
|
Вн.чт.
В.Скотт. "Айвенго".
|
1
|
|
|||
|
|
17
|
События
истории 1812 года в баснях И.А.Крылова. И.А.Крылов. Басня «Волк на псарне».
|
1
|
Влияние поворотных событий русской истории на
русскую литературу.
Басня для изучения -
"Волк на псарне".
|
|
||
|
|
18
|
Вн.чт.
Басни И.А.Крылова.
|
1
|
Расширение кругозора - разбор басен (на
выбор).
|
|
||
|
|
19
|
Историческая
тема в творчестве А.Пушкина. Историческая личность в балладе А.С.Пушкина
«Песнь о вещем Олеге». .
|
1
|
"Песнь о вещем
Олеге".
Романтизм в русской литературе. Воплощение в
литературе романтических ценностей.
|
|||
|
|
20
|
Личность
Петра Первого в произведениях А.С.Пушкина. Поэма «Полтава».
|
1
|
Пушкин как родоначальник новой русской
литературы. Формирование представлений о национальной самобытности.
|
презентации по литературе\пушкин\poltava.ppt
А.С.Пушкин «Полтава»
|
||
|
|
21
|
Изображение
Петра Первого в поэме А.С.Пушкина "Полтава".
|
1
|
Поэма "Полтава".
|
Образ Петра в поэме
«Полтава»
|
||
|
|
22
|
Исторические
личности в драме А.С.Пушкина "Борис Годунов".
|
1
|
Драма "Борис
Годунов".
Проблема личности и общества.
|
|
||
|
|
23
|
Повесть
А.С.Пушкина "Капитанская дочка". Замысел и история создания.
Формирование характера Петра Гринева.
|
1
|
Повесть "Капитанская
дочка".
Реализм в русской литературе, многообразие
реалистических тенденций.
|
|
||
|
|
24
|
Проблема нравственного выбора в повести А.Пушкина
"Капитанская дочка". Жизнь в Белогорской крепости.
|
1
|
Историзм и психологизм в литературе.
|
|
||
|
|
25
|
Герои
повести. Швабрин и Гринев. Исторические события и судьбы частных людей.
|
1
|
Нравственные и философские искания русских
писателей.
|
|
||
|
|
26
|
Образ
Маши Мироновой в свете авторского идеала. Смысл повести.
|
1
|
Образ русской женщины и проблема женского
счастья.
|
|
||
|
|
27
|
Пугачев
в повести. Отношение автора и рассказчика к народной войне. Тема
"русского бунта" и образ Пугачева.
|
1
|
Интерес писателей к проблеме народа.
|
|
||
|
|
28
- 29
|
РР.
Сочинение по повести «Капитанская дочка».
|
2
|
|
|
||
|
|
30
|
Историческая
повесть и исторический труд. Обобщающий урок по повести "Капитанская
дочка".
|
1
|
|
|
||
|
|
31
|
М.Ю.Лермонтов.
Развитие и переосмысление пушкинских традиций в пейзажной лирике Лермонтова.
|
1
|
Стихотворения - "Когда
волнуется желтеющая нива...", "И скучно и грустно",
"Родина", "Три пальмы", "Дума",
"Поэт", "Пророк", "Смерть поэта",
"Парус", "Молитва" и др.
|
|
||
|
|
32
|
Историческая
основа и сюжет поэмы «Песня про царя
Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
|
1
|
Поэма "Песня про царя
Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова".
|
|||
|
|
33
|
Нравственная
проблематика и особенности конфликта в "Песне...". Калашников и Кирибеевич.
|
1
|
Человек в
ситуации нравственного выбора.
|
Художественное
своеобразие и историко – философская проблематика песни…
|
||
|
|
34
|
Историческая
и фольклорная основа повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».
|
1
|
Повесть "Тарас
Бульба".
|
|
||
|
|
35
|
Героико
– патриотический пафос повести «Тарас Бульба». Запорожская Сечь как прославление
боевого товарищества.
|
1
|
Общественный и гуманистический пафос русской
литературы 19 века.
|
|
||
|
|
36
|
Н.В.Гоголь
– мастер батальных сцен и героических характеров.
|
1
|
|
|
||
|
|
37
|
Образы
Тараса Бульбы и его сыновей в повести Н.В.Гоголя.
|
1
|
Историзм и психологизм в литературе.
|
|
||
|
|
38
|
Остап
и Андрий как героические и эпические характеры. Принцип контраста в
изображении героев.
|
1
|
Интерес русских писателей к проблеме народа.
|
Презентация
«Остап и Андрий»
|
||
|
|
39
|
Мастерство
Гоголя в изображении природы. Роль детали в раскрытии характеров героев.
|
1
|
Конфликт романтического героя с миром.
Романический пейзаж.
|
|
||
|
|
40
|
РР.
Творческая письменная работа по повести Н.В.Гоголя.
|
1
|
|
|
||
|
|
41-42
|
Вн.чт.
Повесть «Шинель».Тема города и «маленького человека». Гуманистический смысл
повести и авторская ирония. Роль детали в прозе Гоголя.
|
2
|
Повесть
"Шинель".
Проблема
личности и общества. Тема "маленького человека" и ее развитие.
Образ "героя времени".
|
Презентация к
повести «Шинель»
|
||
|
|
43
|
А.К.Толстой.
Баллада «Василий Шибанов».
|
1
|
Баллада
"Василий Шибанов".
|
А.К.Толстой «Василий Шибанов»
|
||
|
|
44
|
Эпоха
Ивана Грозного в романе А.К.Толстого «Князь Серебряный».
|
1
|
Роман
"Князь Серебряный".
|
Презентация «Толстой
«Князь Серебряный»
|
||
|
|
45
|
Реальные
исторические лица и вымысел на страницах романа А.К.Толстого «Князь
Серебряный». Нравственная проблематика произведения Толстого.
|
1
|
|
Художественный текст в полном собрании
|
||
|
|
46-47
|
Вн.чт.А.Дюма
«Три мушкетера».
|
2
|
А.Дюма
«Три мушкетера».
Взаимодействие
зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение
в них "вечных проблем" бытия. Многообразие проблематики и художественных
исканий в литературе конца 19 - начала 20 вв. Соотношение идеала и
действительности.
|
|
||
|
|
48
|
Мотивы
былого в лирике поэтов 19 века. В.А.Жуковский, А.С.Пушкин, Д.Давыдов.
|
1
|
В.А.Жуковский
- "Воспоминание", "Песня"; А.Пушкин -
"Воспоминание", "Стансы"; Д.Давыдов.
|
(видео)
|
||
|
|
49
|
Тема
исторического прошлого в лирике поэтов 19 века. И.Козлов, Ф.Глинка,
А.Апухтин.
|
1
|
Тема
исторического прошлого в лирике поэтов 19 века. И.Козлов, Ф.Глинка,
А.Апухтин.
|
Апухтин А.Н.
Биография. Глинка Ф.Н.
|
||
|
|
50
|
Л.Н.Толстой.
Рассказ «После бала». Особенности сюжета и композиции. Прием контраста.
|
1
|
Рассказ "После бала".
|
|||
|
|
51-52
|
Идея
нравственного самосовершенствования в рассказе «После бала». Проблема
жестокости и моральной ответственности
человека за происходящее.
|
2
|
Повесть
"Ася" (по выбору).
|
Презентация
«Л.Н.Толстой «После бала»
|
||
|
|
Литература 20
века (13ч и 3ч вн.чт. )
|
|
|||||
|
|
53
|
Былины
и их герои в поэзии 20 века. И.А.Бунин.
|
1
|
Классические
традиции и новые течения в русской литературе конца 19 - начала 20 вв. Эпоха
революционных потрясений и ее отражение в русской литературе и литературе
других народов. Проблема героя. Тема родины. Исторические судьбы России.
Нравственный выбор человека в сложных жизненных обстоятельствах. Обращение
писателей второй половины 20 в. к острым проблемам современности. Поиски
незыблемых нравственных ценностей в народной жизни, раскрытие самобытных
национальных характеров.
И.Бунин
- "На распутье", "Святогор", "Святогор и Илья".
|
Презентация
«герои русских былин»
|
||
|
|
54
|
Былинные
герои в поэзии 20 века. К.Д.Бальмонт, Е.Винокуров.
|
1
|
К.Бальмонт
"Живая вода"; Е.Винокуров "Богатырь" и др.
|
«Святогор и Илья»
|
||
|
|
55
|
Вн.чт.
Ю.Н.Тынянов.
Повесть «Подпоручик Киже».
|
1
|
Ю.Н.Тынянов.
Повесть «Подпоручик Киже».
|
Биография. Тынянов Ю.Н.
|
||
|
|
56-57
|
Образ
Петра Первого в повести Ю.Тынянова «Восковая персона».
|
2
|
Повесть Ю.Тынянова «Восковая персона».
Исторические
судьбы России.
|
Текст
повести «Восковая персона»
|
||
|
|
58
|
Вн.чт.
М.Алданов. Роман «Чёртов мост».
|
1
|
М.Алданов. Роман «Чёртов мост».
|
Презентация «Чёртов мост»
|
||
|
|
59
|
Вн.чт.С.Цвейг.
Историческая миниатюра «Невозвратимое мгновение».
|
1
|
С.Цвейг.
Историческая миниатюра «Звездное мгновение».
|
Статья
«Новеллы Стефана Цвейга»
|
||
|
|
60
|
Изображение
Ходынской трагедии в романе Б.Л.Васильева. Роман «Утоли моя печали…»
|
1
|
Роман
Б.Л.Васильева «Утоли моя печали…»
|
|||
|
|
61-62
|
ВОВ
в лирике 20 века. Поэтические искания, продолжение традиционных тем лирики.
А.Ахматова, А.Прокофьев, К.Симонов, А.Твардовский, Ю.Друнина, М.Дудин,
А.Сурков, М. Исаковский, Б.Окуджава, Е.Винокуров, В.Высоцкий.
|
2
|
Исторические
судьбы России. Годы военных испытаний и их отражение в русской литературе и
литературе других народов России. Нравственный выбор человека в сложных
обстоятельствах.
Б.Окуджава
"До свидания,
мальчики», В.Высоцкий "Штрафные батальоны" и др.
|
|
||
|
|
63
|
Л.М.Леонов.
Пьеса «Золотая карета».
|
1
|
Л.М.Леонов.
Пьеса «Золотая карета».
|
Статья «Драматургия Л.Леонова»
|
||
|
|
64
|
Мотивы
былого в лирике поэтов 20 века.
|
1
|
Классические
традиции и новые течения в русской литературе конца 19 - 20 вв.
|
Презентация
«Мотивы былого в лирике 20 века»
|
||
|
|
65
|
Литература
народов России. Г.Тукай. Стихи из цикла "О, эта любовь!"
|
1
|
Стихотворения
из цикла "О, эта любовь!".
Мифология
и фольклор народов России как средоточие народной мудрости. Национальное
своеобразие героических эпосов народов России, обусловленное особенностями
исторической и духовной жизни каждого народа. Многообразие литератур народов
России, отражение в них национальных картин мира.
|
Презентация «Габдулла Тукай»
|
||
|
|
66
|
Муса
Джалиль. Лирика. "Мои песни", "Могила цветка", "Один
совет", "Дуб".
|
1
|
Муса
Джалиль. Лирика. "Мои песни", "Могила цветка", "Один
совет", "Дуб"и др.
Общее
и национально - специфическое в литературе народов России. Контактные связи
русских писателей с писателями - представителями других литератур народов
России. Духовные истоки национальных литератур.
|
Презентация «Залилов
(Муса Джалиль»
|
||
|
|
67
|
П.Мериме.
Новелла "Маттео Фальконе".
|
1
|
П.Мериме.
Новелла "Маттео Фальконе".
Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов
России, отражение в них "вечных проблем" бытия. Романтизм и реализм
в зарубежной литературе. Проблема истинных и ложных ценностей. Соотношение
идеала и действительности. Европейский классицизм. Романтизм и реализм в
русской литературе.
|
Презентация «Жанр новеллы в зарубежной литературе.
Проспер Мериме. Новелла «Маттео Фальконе»
|
||
|
|
68
|
Заключительный
урок в конце года. Рекомендации для летнего чтения.
|
1
|
|
|
||
Комментариев нет:
Отправить комментарий